Популярные статьи
Забытые детские книгиУ современных детей нет советского детства. Их не принимают в октябрята и пионеры, они не собирают макулатуру и не верят в коммунистическое будущее. Но зато у них есть книги из нашего прошлого. Многие из них переиздаются снова и пользуются большой популярностью. Правда, в первую очередь их покупают ностальгирующие родители, но с удовольствием читают и дети. Но среди культурного наследия советского прошлого некоторые книги остались забытыми. Пыталась найти замечательную книгу эстонского детского писателя Эно Рауда «Сипсик». Многие помнят эту историю об ожившей кукле. Максим сделал подарок сестре – тряпичного человечка, назвал его Сипсик. Сипсик улыбнулся и заговорил, и тут начались приключения. Книга на русском языке переиздавалась только в Таллинне и у нас ее найти практически невозможно. А жаль. Так же среди забытых «малышковых» книг давно не издавался «Мишка Ушастик» польского детского автора Чеслава Янчарского. В библиотеке книга, изданная стотысячным тиражом, находится в единственном экземпляре! Кстати, Мишка-Ушастик, герой популярных детских книжек Чеслава Янчарского и серии телепередач - польского аналога «Спокойной ночи, малыши!», стал символом города Лодзь. Мишка с опущенным ушком изображен на монетах достоинством 3 и 7 1ódek, которыми можно расплачиваться в магазинах, кафе и других заведениях Лодзи. Истории о Мишке-Ушастике появились в 1957 году, сначала они публиковались в журнале «Миша», который был популярным и в Советском Союзе, потом стали издаваться отдельными книжками, переведенными на многие языки мира. Вы читали в детстве замечательную сказку Беатрис Поттер «Ухти-Тухти»? «Жила-была девочка, которую звали Люси. Она жила на хуторе Литтл-таун, что по-английски означает «Маленький городок». Люси была хорошая девочка, только она почему-то всегда теряла свои носовые платочки…». Сказка о чудесной прачке Ухти-Тухти и маленькой девочке Люси тоже давно не переиздавалась. Можно купить только у букинистов. Повесть Николая Внукова «Один на один» печаталась в 1982 году в журнале «Аврора». Это история мальчика, волею случая оказавшегося на маленьком необитаемом островке в Тихом океане. Два месяца герой повести переживает ряд приключений, проявляя в свои 14 лет незаурядное мужество и находчивость. Школьникам к прочтению- обязательна. Есть ещё одна очень хорошая книга, которую психологи рекомендуют читать родителям подростков, дабы лучше понять сложный переходный возраст. Повесть «Целестина, или шестое чувство» Малгожаты Мусерович вышла один единственный раз в 1981 году; скан книги найти в интернете нет проблем, но бумажный вариант не достать. Это психологическая повесть о жизни шестнадцатилетней польской школьницы, ученицы одной из школ города Познани. Легкая, веселая и жизнеутверждающая книга. Подросткам ее полезно почитать, избавляет от комплексов. Совсем недавно для младших детей стала искать замечательную книгу Игоря Вачкова «Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке». Эта книга, как и ее продолжение – «Королевство разорванных связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек» – вышли где-то в начале 90-х и больше не переиздавались. Хотя аналога, – столь доступного изложения психологии для детей, – я в современной литературе не встречала. Одна пожилая женщина, моя знакомая, рассказала, что в детстве читала книгу Екатерины Сысоевой «История маленькой девочки». Повесть детской писательницы 19 века так запала в душу маленькой девочки, что спустя 60 лет престарелая женщина пересказывала мне отдельные главы. Увы, эту книгу мне так и не удалось найти изданной в наше время. Список можно и нужно продолжать. Хочется сказать много добрых слов о каждой книге, ведь с ними мы выросли. Конечно, я не предлагаю переиздать все давно забытые произведения. Лишь те, которые оставили след. Увы, многие советские детские книги середины прошлого века идеологически перегружены. Даже всеми любимый «Старик Хоттабыч» претерпел несколько изменений, прежде чем приобрел «современный вид». Помните, когда Хоттабыч предлагает Вольке стать ростовщиком? В последней редакции Волька отвечает: «Пионер — и вдруг ростовщик! Да знаешь ли ты, что у нас в стране давным-давно нет ростовщиков!» Так вот в редакции 1956 года Волька произносит целую речь: «Ты просто не понимаешь, что ты говоришь! Советский человек — и вдруг ростовщик! Да и кто к нему пошел бы, даже если бы где-нибудь вдруг завелся такой кровосос? Если нашему человеку требуются деньги, он может обратиться в кассу взаимопомощи или занять у товарища. А ростовщик — это ведь кровосос, паразит, мерзкий эксплуататор, вот кто! А эксплуататоров в нашей стране нет, и никогда не будет. Баста! Попили нашей крови при капитализме!» Правда, эти «политические речи» никогда не отпугивали детей от веселой истории о старике Хоттабыче. От чего же зависят книжные предпочтения детей? Всё начинается с раннего детства: оттого, что предлагают и читают родители дошколятам, оттого, что читают сами родители и читают ли вообще, - зависит, что и как будет читать ребенок. Многие родители начинают приучение к чтению с того, что читали в детстве сами. Нравилось мне – понравится и ребенку. Не всегда это работает. Но зато всегда подойдет для контакта, для темы разговора, для «погружения» в культурную среду. Какие книги вас впечатлили, поразили, тронули в детстве, а сейчас вы их не можете найти? Какие книги вы перечитывали в школьные годы, но больше они не переиздавались? Давайте продолжим начатый выше список забытых хороших детских книг. И да будем мы услышаны издателями!
  • Комментарии: [0]
Состаренная книга Оскара УальдаА ведь предполагалось, что я сделаю обзор. Посмотрю, что хорошенького на Московской международной книжной выставке-ярмарке представили разные издательства, и напишу обо всём понемножку. Но – не сложилось. Яркие, фактурные книжки-раскладушки «Росмэна» и пёстрое диснеевское однообразие «Эгмонта» были на своих местах. Шикарно изданные детские энциклопедии потрясали воображение и лично у меня рождали сомнения: а под силу ли детям оценить и освоить всё это премудрое великолепие? И вполне может быть, что я пропустила что-то важное. Потому что началось моё посещение ММКВЯ со стенда «Эксмо», где критик «Афиши» Лев Данилкин провозгласил скорое умирание (а точнее – отмирание) бумажной книги, которая станет роскошью и привилегией людей одновременно богатых и консервативных, в то время как все остальные подсядут на удобные и памятливые электронные читалки. Одним словом, я расстроилась. Я люблю бумажную книгу. Я пошла от стенда «Эксмо» куда глаза глядят и упёрлась в стенд Издательского дома Мещерякова. Там лежали книги, и они были особенные. Они были совсем новые. А выглядели как старые. Нарочно «состаренные», прекрасно изданные книги Уайльда и Распе, Диккенса и братьев Гримм, «Легенды о короле Артуре». И хотя их притворная потрёпанность косвенно подтверждало правоту ужасного Данилкина (как минимум, это были книги для читателя-эстета), но от всей серии «Книги с историей» веяло уважением к тому единению, которое рождается между книгой и её благодарным читателем. Состаренные книгиЯ брала в руки книги Джеймса Барри и Льюиса Кэрролла с иллюстрациями Артура Рэкхема и понимала, что это – произведение искусства. Особое удовольствие я получила от наборов открыток с иллюстрациями Билибина, всё того же Рэкхема, а также с «Занимательной наукой» Тома Тита. И не сразу до меня дошло, что это, в сущности, искусство для взрослых. Для искушённых людей, которые покупают книгу не только ради текста, но и ради обладания красивой вещью. Детям это, наверное, не особенно нужно. Раскладушки с выскакивающими оттуда динозаврами скорее завоюют их сердце. Но вряд ли останутся в памяти надолго. У нас в семье есть старая – 1913-го года издания – многотомная «Детская энциклопедия». Красивые книги с ятями и незамутнённым оптимизмом накануне Первой мировой войны. Там есть и иллюстрации – аккуратно прорисованные чёрно-белые и переложенные папиросной бумагой цветные, а ещё и старинные фотографии. Это – давно уже не книга для чтения, а семейная реликвия. Трудно рекомендовать составить библиотеку из реликвий. Но если вы вообще имеете надежду составить библиотеку, а не покупаете книги постольку-поскольку, вы не останетесь равнодушными к неброской красоте. Запомнились изданные «Росмэном» книги Беатрис Поттер о кролике Питере и бельчонке Тресси – что отчасти связано с драмой: диск с мультфильмом о кролике, который я привезла из Лондона, оказался не подвластен нашему DVD-проигрывателю и нам только и оставалось, что смотреть на очень милый и уютный рисунок на коробочке. В росмэновских книжках таких рисунков куда больше. И всё же, при всём богатстве выбора, при всей многотомности шикарных энциклопедий, без которых не обходится сегодня, кажется, ни одно детское издательство, - я так и не нашла того, что искала. Книги Софьи Радзиевской и хоть какое-нибудь интересное детское пособие по шахматам.
  • Комментарии: [0]
Пазлы для малышейМалыш рассуждает: «Это сюда? Нет! А это подходит? Нет! Это хвостик? Да! Куда поставить хвостик?» Наконец, все получилось. Столько радости в этой крошечной победе, столько гордости собой... Кое-что о пазлах Слово "пазл" происходит от английского puzzle - загадка, головоломка. Существует несколько версий изобретения этой занятной настольной игры-загадки. И, пожалуй, никто не может сказать с абсолютной уверенностью, когда и где впервые собрали первый пазл. По одной из версий, в 1761 г, английский картограф Джон Спилсбери решил облегчить детям изучение географии. Он наклеил на деревянную основу карту Европы и распилил ее на кусочки разных форм. Собирая карту из кусочков, внимательно разглядывая ее части, ребенок запоминал географические названия, расположения стран и городов. Причем происходило это в процессе увлекательного занятия, как бы само собой. Наверное, такое обучение было по вкусу ученикам. Карты-головоломки стали пользоваться большой популярностью, несмотря на то, что цена их была очень высока. Некоторое время пазлы использовались лишь как дидактический обучающий материал. Кроме различных географических карт, на них изображались даже хронологические таблицы с датами правления английских королей и королев. Лишь в начале XX века разрезные картинки стали носить не только образовательный, но и развлекательный характер. Всего за несколько лет они превратились в модное салонное увлечение. Пазлы изготавливали из дорогих сортов дерева. На картинках изображались различные исторические и библейские события, портреты, пейзажи. Фрагменты головоломки еще не скреплялись между собой привычными для нас "puzzle-замками". Стоили такие мозаики дорого, и только богатые люди могли позволить себе подобное развлечение. В 1909 г. американец Б. Паркер придумал, как можно соединять кусочки пазлов между собой, и создал фабрику, изготовляющую только пазлы, Бум популярности головоломки пришелся на 1930-е годы. К этому времени производители научились делать пазлы из картона, что значительно удешевило их и сделало весьма доступным развлечением. В Америке даже устраивали командные соревнования по скоростному собиранию пазлов из нескольких тысяч элементов. Но и сейчас интерес к головоломке не ослабевает. Для чего они нужны? Традиционно пазлы считались головоломкой для детей старше 3 лет. Но на самом деле даже полуторагодовалые малыши уже могут справиться с простенькими головоломками. Нужно лишь подобрать подходящую по количеству и размеру деталей картинку и показать маленькому умнику, как из разрозненных частей получается единое целое. Иногда можно услышать мнение мам, что пазлы - занятие бесполезное и ненужное. Но это далеко от истины: головоломка развивает интеллект малыша сразу во многих направлениях, причем весело и без на-пряжения. Прежде всего, пазлы развивают то самое наглядно-образное мышление, о котором мы говорили. И пусть двухлетний карапуз еще не может мыслить цельными образами, пусть кусочек картинки для него ничем особо не отличается от целой, собранной картинки, но мы ведь хотим малыша развивать, мы стремимся, чтобы он вовремя овладел необходимыми навыками. Значит, начинать играть в пазлы никогда не рано. И, кстати, никогда не поздно. Конечно, добиться развития наглядно-образного мышления можно множеством других способов, предлагая малышу рисовать и лепить, строить дома из кубиков, выкладывать по схеме узоры из мозаики или собирать различные модели из конструкторов. Но в ряду всех этих полезных и интересных занятий пазлы стоят далеко не на последнем месте. Собирая разрезную картинку, ребенок учится логически мыслить, тренирует воображение, пространственное восприятие, память. Для того чтобы картинка получилась, маленькому творцу необходимо научиться переворачивать изображение в уме, различать элементы по цвету, размеру, форме. Не менее важны и усидчивость, терпение, умение концентрировать внимание, способность доводить начатое дело до конца. А развитие мелкой моторики, сенсорики, координации дви-жений - вообще первостепенные задачи в раннем возрасте, и в этом смысле пазл может оказать малышу неоценимую услугу. Вы сами с удивлением заметите, как после небольшого периода игры с мозаикой непослушные пальчики крохи станут более умелыми и научатся выполнять сложные действия. Какие они бывают? Еще совсем недавно было практически невозможно купить игру-пазл для самых маленьких умников. Все, что предлагалось на нашем рынке, было совсем не для малышей из-за большого количества деталей и их маленького размера. С подобными пазлами крохе было никак не справиться. И мамы-рукодельницы делали для своих малышей самодельные пазлы, разрезая на 2-4 части открытки или картинки, наклеенные на картон. Сейчас ситуация в корне изменилась. Магазины развивающих игрушек пестрят всевозможными пазлами для любого возраста. Можно отыскать пазлы картонные, деревянные, поролоновые, из вспененной резины, плоские, объемные, большие, маленькие, книги-пазлы и коврики-пазлы. Что же подойдет для крохи в качестве первых головоломок? При выборе пазла для малыша обращайте внимание на количество и размер элементов, на качество игры, учитывайте симпатию ребенка к тем или иным сказочным персонажам или образам. Самые первые пазлы должны содержать максимум 6 достаточно крупных элементов. Еще лучше, если вам удастся отыскать головоломку, состоящую всего из 2-4 кусочков. Лучше, если они будут выкладываться в рамке-планшете. Обратите внимание на материал, из которого сделана игра. Картон должен быть толстым, не гнуться. На боковых срезах деревянных пазлов не должно быть зазубрин. Очень часто дети теряют интерес к пазлам именно из-за их плохого качества. Если шершавые стыки плохо соединяются между собой - это выведет из себя не только нетерпеливого малыша, а даже взрослого. Рисунок подбирайте крупный, яркий и понятный, с минимумом мелких деталей, обязательно добрый, вызывающий эмоциональный отклик у малыша. Для совсем маленьких это могут быть изображения игрушек и зверушек, для старших детей - герои любимых мульт- фильмов и сказок, машинки и другие интересные для них сюжеты. Было бы здорово отправиться за покупкой новой игры вместе с малышом. Пусть он сам выберет то, что ему понравится. Когда кроха будет легко справляться с простыми головоломками, увеличивайте число элементов, усложняйте рисунок. К 2,5-3 годам многие дети, с которыми рано начали собирать разрезные картинки, легко собирают пазлы из 24 и большего количества элементов... А еще есть пазлы, на которых картинки не простые, а развивающие. Современные производители, похоже, вновь возвращаются к изначальной идее познавательности этой головоломки. Для подросших умников и умниц есть пазлы с картами мира и материков, алфавитом и счетом. Маленькие любители астрономии обрадуются пазлам с планетами и созвездиями, юные биологи с удовольствие будут собирать картинки и изучать живых существ леса, моря, пруда, запоминать животных разных материков, учить строение собственного тела. Есть множество игр для малышей, основанных на puzzle-технологии. В них нужно подбирать домики для животных, находить детенышам мам, сопоставлять цвета, геометрические фигуры и т.п. Все это многообразие превращает пазлы из простой забавы в замечательный развивающий инструмент. Учимся играть Пазлы - не та игрушка, которую маленький ребенок сможет освоить самостоятельно. Если вы не научите его основам, не покажете, как подбирать и соединять детальки между собой, то через пять минут безуспешных попыток кроха забросит игру и вряд ли захочет вернуться к ней в ближайшее время. Поэтому наберитесь терпения, отнеситесь к малышу с пониманием, не ждите и не требуйте от него быстрых результатов, а просто играйте вместе с ним и искренне радуйтесь даже самым маленьким победам. Еще раз оговорюсь, что речь идет именно о 1,5-3-летних малышах. Если вы впервые предложили игру-пазл подросшему ребенку, то он, скорее всего, сможет разобраться с ней самостоятельно. Начните с самого простого. Сначала сами соберите картинку на глазах у малыша, попутно комментируя свои действия. Затем рассмотрите вместе с крохой изображение, обратите внимание на детали, придумайте маленькую сказочку по картинке, окрасив ее положительными эмоциями. Это дополнительно привлечет внимание крохи к игре и будет способствовать развитию речи. А теперь можно приступить к обучению. Достаньте из собранной картинки 1-2 фрагмента, положите их рядом и предложите ребенку найти место, где они стояли. Если он затрудняется, подскажите ему. Например: "Посмотри, у собачки ушка не хватает! Плачет собачка. Давай поможем ей, найдем ушко и поставим на место!" Когда нужный фрагмент найден, покажите малышу, как правильно повернуть и соединить кусочки между собой, Пусть он держит фрагмент в ручке, а вы своей рукой помогите ему, сначала соединив выпуклую часть с отверстием, а затем опустив на место и весь фраг-мент. Этот важный момент нельзя упускать из виду. Не научившись соединять элементы, малыш не сможет двигаться дальше. Потренируйтесь немного, и навык будет освоен. Можно на первых порах подобрать пазлы без скрепляющих "замков", но для развития мелкой моторики хороши именно классические мозаики. К тому же, непослушным детским пальчикам сложно аккуратно совмещать кусочки пазлов, которые не скрепляются между собой, Чуть сдвинул фрагмент - и картинка уже не совпадает. Несколько подобных неудач, и желание возиться с пазлами исчезнет надолго. Когда ваш сын или дочурка будут уверенно справляться с заданием, предложите собрать всю картинку целиком, Помогайте малышу в случае затруднения. Он должен чувствовать, что у него получается, должен слышать вашу похвалу и одобрение ("Ура! Молодец!"). Не беда, если, выучив порядок сборки наизусть, ребенок собирает одну и ту же картинку несколько раз подряд. Это очень важно для его самооценки, дает ощущение уверенности в собственных силах. Ведь крохе так важно чувствовать себя ловким и умелым. А кроме этого, малыш развивает память, запоминая месторасположение тех или иных кусочков. Совершенствуем мастерство Взрослеет малыш - усложняются игры. И вот уже в игрушечном арсенале ребенка появляются более сложные пазлы. Растет количество деталей, уменьшается их размер. Бывает так, что легко справляясь с крупными "малышовыми" пазлами, при игре с более сложными головоломками ребенок теряется, у него никак не получается собрать картинку. В этом случае имеет смысл вновь прийти к нему на помощь. Но только совсем чуть-чуть. Подросший ребенок собирает пазлы немного иначе, чем крошечный карапуз. Если кроха, подбирая кусочки мозаики, больше ориентируется на геометрию этих самых кусочков, то для ребенка постарше первостепенна картинка. Он подбирает элементы пазлов не по форме выступа, а ищет на фрагментах недостающие части изображения. Собирая разрезную картинку, каждый выбирает свой способ. Вы можете подсказать малышу несколько вариантов, и пусть он выберет то, что ему удобнее, или изобретет свой собственный способ. Прежде всего, удобно перевернуть все кусочки "лицом" вверх. Затем обратите внимание малыша на угловые фрагменты. Можно начать собирать картинку с них, выложив сначала рамку. Если элементов много, имеет смысл разложить их на кучки по оттенкам (например, отдельно все, где есть небо, отдельно - с зеленой травой и т.п.). Тогда нужный кусочек придется искать в своей группе, а не во всех фрагментах, что значительно легче. Часто малыши любят собирать центральные фигуры картины. Для них это и легче, и интереснее. Ничего, так тоже можно: собрать по отдельности несколько фрагментов, а потом соединить все вместе. А если не хочет? Бывает так, что вы впервые дали малышу пазлы, а он отказывается играть новой игрушкой, разбрасывает фрагменты или вовсе не интересуется ими. Расстраиваться не стоит, Отложите игру на время, а потом снова попробуйте заинтересовать ею кроху. Не беда, что соседская девочка уже давно собирает сложные картинки, а вашего неугомонного карапуза хватает лишь на то, чтобы высыпать кусочки головоломки из коробки. Все малыши разные. Один может очень долго заниматься кропотливой работой, рисовать, лепить, а другой и минуты на месте не усидит. Возможно, время пазлов для вас придет чуть позже. Ведь главное здесь не результат, а то удовольствие, которое получает малыш от созидания. Попробуйте собирать разрезные картинки на глазах у малыша. Он заинтересуется, что же это делает мама, и, возможно, начнет вам помогать. Можно поддержать его интерес просьбами: "Ой, что-то я не умею это собирать! Может быть, ты меня научишь?" Или: "Даже не знаю, какой кусочек сюда поставить! Может, ты мне сможешь подсказать?" Бывает так, что ребятишки не хотят собирать пазлы самостоятельно, а вот с мамой или папой делают это с удовольствием. Тоже хорошо! Распределите "обязанности". Скажем, малыш собирает фигурку Винни-Пуха, а мама - небо и ствол дерева. Потом соединяем все вместе. Если купить две одинаковые коробочки с пазлами, можно даже устроить соревнование: кто быстрее соберет картинку - папа или мама вместе с малышом. А может, ваш кроха уже так здорово разбирается с этими разноцветными кусочками, что и сам составит конкуренцию любому взрослому? Возможно, малышу понравится идея не просто собрать головоломку, а превратить ее в картину, которой можно будет украсить детскую или подарить бабушке. Для этого собранный пазл наклеивается на картонку или фанерку подходящего размера и покрывается сверху лаком. Можно добавить самодельную рамку, Все, шедевр готов! Бывает, что после периода активного увлечения пазлами ребенок забрасывает их на долгие месяцы. Периодически интерес вспыхивает и вновь затухает. И это тоже вполне нормально. Мы ведь и сами порой "загораемся" каким-то делом, а потом "остываем" к нему. И еще. Бывает так, что ребенок отказывается собирать не пазлы вообще, а не хочет собирать конкретно эту картинку. Ну, не интересна она ему, и все тут! А вот другую, интересную - с удовольствием! Например, малыш может остаться равнодушным к предложенной мамой иллюстрации из сказки "Бемби" с милыми и симпатичными зверушками, зато придет в полный восторг от картинки с динозаврами, машинками или космосом. Непременно учитывайте это. Если же все-таки никакие ваши старания и ухищрения не увенчались успехом и малыш так и не захотел собирать пазлы - и это не повод для огорчения. Не забывайте, что ваш ребенок - личность, индивидуальность. И он имеет полное право что-то любить, а что-то нет. На свете существует масса взрослых, которые терпеть не могут пазлы. Почему же тогда абсолютно все карапузы должны их любить? Значит, для вашего крохи непременно отыщется другое полезное занятие, которое придется ему по вкусу. И помните, что пазлы для малыша - это не только развивающее и развлекающее занятие. Это еще и прекрасная возможность пообщаться и поиграть с любимыми мамой и папой. Малыш будет взрослеть, собираемые им картинки станут сложнее. И, возможно, однажды, в дождливый выходной, уже вся ваша семья будет колдовать над бесчисленной россыпью пестрых кусочков, создавая общий шедевр...
  • Комментарии: [0]
Педагогическая система ВальдорфВаш ребенок уже подрос, и пришло время отдавать его в детский сад или школу. Но наряду с обычными районными или муниципальными садиками и школами на просторах нашей маленькой страны существует огромное количество необычных учебных заведений, которые работают в соответствии с особой педагогической системой. Среди них выделяются сады и школы системы Вальдорф, которые еще иногда называют "антропософскими". Вальдорф – одна из самых модных систем в современной педагогике, хотя первая вальдорфская школа открылась еще в 1919 году в Штутгарте, в Германии (она финансировалась фирмой «Вальдорф-Астория», которая и дала название новой педагогической системе). Через несколько лет при школе открылся детский сад. Автор концепции и руководитель школы Рудольф Штайнер (1861-1925) был основателем не только особой педагогической системы, лечебной педагогики и медицины, но и целого духовного направления. Штайнер с самого начала придавал большое значение развитию детей в раннем возрасте, задолго до того, как это стало модным в 60-х-70-х годах ХХ века. Именно в эти годы интерес к вальдорфским детским садам и школам резко возрос. В настоящее время вальдорфские детские сады и школы распространены на всех континентах, но больше всего их в странах Европы: Германии, Швейцарии, Голландии, Швеции, Финляндии и России. Есть они и в США, Канаде, Израиле, Индии и Японии. Всего насчитывается более двух тысяч садов и 800 школ, которые работают при поддержке ЮНЕСКО и правительств этих стран. В Израиле существует 37 детский садов, записанных в амуте "Антропософия бе-исраэль", одни домашние ясли, два садика для детей с проблемами развития, и 5 школ (самая известная из них – школа "Хардуф", котоаря находится в киббуце носящем то же название. Это единственная в Израиле школа системы Вальдорф где дети проходят 12-летнее обучение, остальные школы начальные и самый старший класс в них – шестой или восьмой). Кроме того, существуют частные садики (которые обычно открываются и субсидируются самими родителями), которые не являются, строго говоря, вальдорфскими, но работают "в духе антропософии". Все вальдорфские учебные заведения являются частными, и, как вы догадываетесь, обучение в них стоит недешево. Что же такое система Вальдорф? В основе педагогической системы лежит целая философия, которую следует изучать спецаиально – что, кстати, и обязан сделать каждый, кто решит стать воспитателем в вальдорфском садике или учителем в школе. Сады и школы системы Вальдорф постоянно подчеркивают, что у них уделяется особое внимание образованию и личности воспитателя и учителя. Воспитатель – самая главная для ребенка личность, авторитет. От его поведения зависит вся атмосфера в садике или в классе. Сами же сады системы Вальдорф работают по следующим педагогическим принципам: создание атмосферы, благоприятствующей развитию ребенка; воспитание через подражание и пример; культивирование многообразных форм игровой деятельности; создание пространства, способствующего развитию свободной игры; организация здорового ритма жизни группы; занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, эвритмия) Надо сказать, что для меня, как для матери, все это прозвучало чрезвычайно заманчиво, но поскольку у меня уже есть определенный опыт в нашей системе дошкольного образования, я решила не поддаваться, так сказать, волшебству красивых слов, а проверить, как же все эти принципы воплощаются в жизнь. Вальдорфский садик разительно отличается от обычного израильского садика даже внешне. Совершенно иная эстетика, садик очень красив, все в нем сделано из натуральных материалов: дерева, ткани. Нет практически ярких цветов и пластмассы. В помещении с утра царит уютный полумрак, но затем комната освещается более ярко (это часть "ритма жизни"). В большинстве садиков нет (или очень мало) обычных игрушек, зато есть множество деревянной утвари, чурочек, перегородочек, одеял, платков – словом, все для того чтобы дети проявляли в играх фантазию. Есть куклы, но не пластмассовые, а из ткани, и без четких черт лица. Нет здесь и компьютера (хотя в старших классах школы "Хардуф" все дети изучают компьютеры), и магнитофона, и телевизора. Воспитатели сами поют детям и играют на музыкальных инструментах. В вальдорфском саду принят очень четкий режим дня ("тихое" время сменяет более "активное") – чтение сказки чередуется с приготовлением завтрака, игра на улице с рукоделием. Сами "вальфдорцы" описывают эту систему с помощью понятий "вдох" и" выдох": "Фаза «выдоха» - свободное творческое раскрытие сил ребенка в игре, - сменяется фазой «вдоха», когда дети занимаются с воспитателем или слушают сказку". Дети помогают готовить еду (обычно совершенно натуральную, основанную на крупах) и убирать. Они занимаются земледелием, сеят, жнут, выращивают овощи. Еще в садике приняты определенные ритуалы связанные с природой: благодарение силам природы, Солнцу, Матери-Земле. Для моего еврейского уха это прозвучало как чистейшей воды идолопоклонство, но в садике меня уверили, что "это не элементы язычества, а просто приближение, слияние с природой и ее элементами." Я не нашла в саду и тех обычных для израильского садика моментов, которые призваны формировать ранее интеллектуальное развитие ребека: висящих на стене плакатов с буквами и цифрами, например. Зато дети там учатся рукоделию, там много внимания уделяется физическому развитию ребенка, его моторике. Даже гостям не позволено сидеть в садике "сложа руки" и смотреть на детей – это отвлекает малышей от игры. Взрослые, воспитатели и гости, постоянно заняты рукоделием, или каким-то другим спокойным делом, а дети стараются подражать взрослым, или играют между собой в разные ролевые игры. На сайте Вальдорфского воспитания можно выяснить, какие цели преследуют все эти оригинальные обычаи садика: "Детство – это уникальный период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту нельзя подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка. Чрезвычайно важно дать раскрыться с наибольшей полнотой тем формам, способам жизни и деятельности детей, которые характерны именно для этого возраста. Сторонники вальдорфской педагогики исходят из того положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности – прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое." Другими словами, дошкольный возраст считается удачным временем для развития моторики, обучения разным действиям через подражание, социализации ребенка в обществе других детей (кстати, группы в вальдорфских садиках обычно разновозрастные). Зато чтение и арифметика, по мнению последователей этой системы, никак не подходят дошкольникам. С чтением, кстати, вообще дело обстоит интересно. В школе "Хардуф" дети учатся читать через письмо. Сначала ребенок умеет писать буквы и слова, и лишь затем читать их! При этом считается нормальным, что дети не умеют читать до 3 класса, зато знают несколько десятков стихотворений на разных языках, умеют прясть и вязать, выращивать овощи, готовить еду, и играют на музыкальных инструментах. Счету и другим "премудростям" в системе Вальдорф обучают через сказки и игры. При этом никак нельзя сказать что дети в системе Вальдорф ничему не учатся. Просто они учатся иначе: через подражание, игру, движение. При этом дети развиты не менее своих сверстников, обучаемых в средней израильской школе... А что же говорят родители? Вот мнение Нооми Ф., матери троих детей. Старшие, мальчики, учатся в одной из антропософских школ, а девочка посещает вальдорфский садик. "Дети очень любят ходить в школу, что само по себе является необычным. В школе принято что один и тот же учитель сопровождает группу с 1 класса и до выпуска. Моим детям крупно повезло, у них прекрасные учителя – впрочем, в системе образования Вальдорф это обычное явление. Старший сын, например, очень любит своего учителя. Дети в школе учатся огромному спектру различных умений, особенно следует подчеркнуть рисование, лепку, движение под музыку (эвритмия), прикладное искусство, музыку. Уделяется также внимание и связи с природой – дети занимаются земледелием, ухаживают за животными, много времени проводят на природе. Постоянно проводятся выставки и концерты, в которых участвуют дети, даже самые маленькие. Родители также должны активно участвовать в жизни школы и садика." -Не является ли проблематичным то, что интеллектуальному развитию детей не уделяется должного внимания? Как же дети поступят в университет, приобретут профессию? "Выпускники нашей школы сдают экзамены на аттестат зрелости, правда, по минимуму. Но основная задача школы – воспитать личность, гармонично развитую, индивидуальность, самостоятельного человека. Такой человек найдет свою дорогу в жизни, будь это получение высшего образования или открытие собственного дела. Главное, что он сможет быть счастливым, ведь годы его детства прошли в гармоничной, дружелюбной атмосфере". -А как сочетается с воспитанием индивидуальности тот факт, что все дети должны рисовать на определенную тему определенными цветами, что все они слышат изо дня в день те же тексты, что все они обязаны, скажем, вывязать футлярчик для флейты к концу первого класса? "Детям необходимы границы, ведь все родители так или иначе хотят чтобы их дети следовали их идеалам. Так же и наша школа. В раннем возрасте на первый план выступает потребность ребенка чувствовать психологический комфорт и защиту. Если ребенок окружен вниманием и пониманием любящих его взрослых - в его восприятии таких сильных, почти всемогущих, - он спокоен и имеет возможность для свободного саморазвития, он будет смел, инициативен, активен, будет доверять своим силам. Для того, чтобы чувствовать себя комфортно, ребенку необходимы границы, режим, заданный ритм. Тем не менее, детям предоставляются большие возможности для индивидуального развития и творчества. Необходимо присмотреться внимательно к рисункам и тетрадкам детей, чтобы увидеть, насколько они индивидуальны и различны". -Для всех ли детей подходит школа вальдорфского направления? Такое ощущение, что она создана только для природных "гуманитариев". "Школа подходит для всех детей, но определенно не для всех родителей. Родители дожны продумать, что им важно, что они ищут в школе, в воспитании ребенка. Не все родители, дети которых учатся в вальдорфской системе, являются последователями антропософии. Но у них у всех есть определенные приоритеты, которые сочетаются с вальдорфской методикой школьного и дошкольного воспитания". Как всегда и везде, родители и дети остаются довольны учебным заведением если личность воспитателя или учителя импонирует им, если к ребенку действительно хорошо относятся, и если садик или школа проявляет терпимость к детским особенностям и слабостям. Так, например, в некоторых учебных заведениях системы Вальдорф воспитатели запрещали приносить в садик игрушки из дома, и были слишком строги с маленькими шалунами, покрикивая на них, когда те играли на улице. Это, естественно, вызвало недовольство родителей, которые считали что в саду дети должны встречаться лишь с мягким, терпеливым отношением. В другом саду неопытные воспитатели не обращали вимание даже на такие элементарные вопросы, как детская безопасность. В связи со всем этим, рекомендую не надеяться на красивые фразы и не дать внешней эстетике ослепить нас. В любом садике, будь он обыкновенным государственным, или же вальфдорским, следует проверить, какое образование и опыт имеет воспитатель, отвечает ли садик правилам безопасности, как отзываются дети и родители о личности воспитателя и прочие важные моменты, включа количество и возраст детей в группе. И если садик подходит вам по разным параметрам, возможно, вы останетесь очень довольны им даже если не имеете никакого понятия об антропософии! Если же вы решили обойтись обычным районным детсадом, можно практиковать некоторые принципы Вальдорф дома: например, позволить детям участвовать в приготовлении еды – и стараться, чтобы это была натуральная, основанная на крупах и бобовых пища. Можно посеять вместе овощи прямо на балконе, вместе ухаживать за ними и вместе следить за их созреванием. Можно разрешить детишкам играть кастрюлями, платками, диванными валиками и стульями, ограничить доступ к компьютеру и прочим прелестям цивилизации, и научить малышей вашему любимому рукоделию. Уверена, это будет чрезвычайно полезный опыт для всей семьи.
  • Комментарии: [0]
Что такое Монтессори?Заканчивался нежный первый год моего сына, мы прожили вместе эти двенадцать месяцев после того самого дня, когда произошло чудо: я стала мамой, и у меня появился малыш, с которым надо было учиться как- то взаимодейтсвовать. Характер у него был всегда, однако я улыбалась на мнения опытных родителей, что "дети при малейшем промахе садятся на шею". Да разве ж это про моего ангелочка? Этого маленького требовательного сосунка, которому бывает скучно и страшно, весело и не очень. Однако уже в 8 месяцев малыш освоил базовые манипулятивные техники- он нежно прикладывал голову к долу, выгибался дугой, когда ему в чем-то отказывали. Словно маленький танк он пер туда, куда было ну совсем "низзя" , а в случае мягкой коррекции убегал, рыдая. Надо что-то делать - решила я. "Да он из тебя веревки вьет" - замечали опытные родители. Противница полных запретов и розгов как метода воспитания, я стала искать, что может предложить мировая педагогика. К году пора решить, как я собираюсь воспитывать детеныша, иначе он начнет воспитывать меня. Перелопатив кучу журналов и сайтов, остановилась на Монтессори-педагогике. Вспоминая Ибуку "после трех уже поздно", записалась на лекцию и ...в группу. Все очень индивидуально, но рано или поздно родители подходят к "точке выбора", когда ясно, что ребенка надо воспитывать. И, увы, далеко не у всех есть в голове четкая картина, что, как и когда делать. Кто-то сплавляет дитятю к бабушкам, нимало не заботясь о последствиях или наоборот всецело доверяя их методам. А ведь первые несколько лет в жизни ребенка - время очень важное, он усваивает огромное количество информации, как губка, впитывая все, что происходит вокруг. Поэтому важно не просто "фильтровать базар", но и думать о последствиях своих действий, чтобы не удивляться потом неуправляемости детеныша. МЕТОДИКА Метод итальянского педагога Марии Монтессори выдержал вековые претрубации, критику и сейчас мир переживает настоящий бум: по всему миру работают школы и сады Монтессори, а в Штатах пункт в анкете "где учились?" с ответом "в Монтессори" может стать подспорьем в карьерном росте. Меня привлекли несколько принципиальных моментов, которые лежат в основе Монтессори метода: Личность ребенка Едва ли вы найдете течение в педагогике, которое бы не кричало об уважении к личности ребенка. Но Монтессори претворяет этот принцип в жизнь. Здесь и родители, и учитель - лишь наблюдатели, активные, внимательные, но наблюдатели. Каждый ребенок - неповторимая индивидуальность, в нем - сама жизнь, и мы должны только смотреть, как эта жизнь развивается. Отсюда и "ползающие на коленях" мамы, старающиеся заниматься вместе с двухлетним крохой. Здесь нет кафедры и начальственного тона, но есть любовь, помощь и уважение. Главный слоган методики Монтессори: "Помоги мне сделать это самому". Приходилось ли вам замечать, как малыш, едва достигнув года, пытается схватить вилку, нож, веник или пылесос. У моего сына - это любимые игрушки. Он впитывает все, повторяя мои ежедневные ритуалы - чистит зубы, отбирая щетку, причесывает волосы, кормит меня с ложки, носит палку от пылесоса, запихивает белье в машинку и т.д. И всему этому он научился САМ, потому что я не мешала ему, разрешая манипулировать с предметами, опасными на вид, вызывающими истерику у бабушек. Самостоятельность ребенка - краеугольный камень системы, созданной итальянкой Монтессори. Ребенку не навязывают чужой опыт и ритм работы - ему предлагают некоторые материалы и занятия, но последний выбор - всегда за крохой. Мария Монтессори всегда повторяла в своих работах: "Мой сад готовит к жизни, а не к школе". Детям важно быть самостоятельными. Пример моего ребенка показателен - первое слово, которое он произнес после "баба" было "Отдай!" Что же мешает нам проводить этот принцип в жизнь? Страхи и лень. Маме легче убрать самой посуду, чем доверять хрупкие предметы ребенку. Но лишая его настоящего опыта, предлагая детские наборчики /для кукол/ мы мешаем развитию ответственности, самостоятельного и аккуратного обращения с вещами. Пятидесятилетний опыт Марии Монтессори показал, что детская среда должна быть особой - да, маленькие легкие стульчики и столы, коврики и предметы, которыми дети могут манипулировать сами. Рабочее место готовит сам ребенок, выбирая его, словно по Кастанеде - там, где уютно и комфортно. В Монтессори группах детишки привыкают трудиться - для них это нормально, они учатся одеваться, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, переливать воду, ухаживать за цветами, мыть руки и рабочее место, подметать и копать... Вообще, бытовые упражнения - важнейший элемент Монтессори среды и расписания. Интересно и то, что дети осваивают сложную науку житья-бытья в индивидуальном темпе, когда дозревают до этого. В Монтессори группах, по свидетельству педагога Марии, проходит около семидесяти детишек в день, и ни разу ни один годовалый карапуз не съел бусинку, желудь, иголки и прочие мелкие детали, которые мы запрещаем брать своим детям. Они счастливы, когда удается положить бусинку в желобок, а бдительная мама показывает, что делают с тем или иным предметом. Учитель и родители вправе создавать ребенку среду для развития, не принуждая его делать что-то, а исходя из его побуждений. Главное - что ребенка никто "не насилует", впихивая в него азы высшмата или сонеты Шекспира. Все идет от малыша - его готовности и желания читать или писать, трогать, хватать и разбрасывать, складывать и убирать. Когда я впервые прочитала об этом, у меня возникла яркий образ : взлохмаченнные и грязные дети бегают у мам и учителя по головам, пожирая бусинки и брызгаясь водой, толкаясь и тыкая друг друга отвертками в глаза. Бардак и хаос!!!! Все оказалось совершенно иначе: в любой группе - будь это ползунково-карапузная или дошкольная комната - царил порядок. Абсолютный. Удивительно, но приучать к порядку оказалось очень легко - дети нуждаются в нем, а мы только закрепляем этот навык, выполняя их желание. Мария Монтессори выделила три основных требования к родителям. Детишки любят порядок вокруг - мир, в котором они оказались, в новинку, и они очень ценят ориентиры - своя ли кроватка, мама, которая всегда возвращается или никогда не уходит, обои определенного цвета. Ребенка можно довести до невроза, ежедневно переставляя мебель в квартире или переезжая с место на место. По своему детенышу я заметила - где бы мы ни были, он рад возвращаться домой, и как только я открываю дверь, дозором обходит владенья свои. Преподаватели утверждают, что несколько раз пытались переставить обучающие материалы в другое, более удобное для детишек место, однако цилиндры КАЖДЫЙ ДЕНЬ оказывались на том же месте. Для меня, мамаши расслабленной и жутко разболтанной это стало открытием - за ребенком надо убирать, но не рутинно, а весело, привлекая его к этой занимательной игре... С самого-самого раннего возраста. Дети ценят последовательность событий - порядок во времени. Смещение графика для них не так страшно, как нарушение ежедневных ритуалов, последовательности "встать, есть, гулять, мыться, спать". Старайтесь помогать детишкам чувствовать себя увереннее. Но главное, что имеет значение для воспитания - это последовательность требований. Кроха попал в этот мир какие - то год-два-три назад. Он оказался среди незнакомых ему папы, мамы, бабушки, дедушки и т.д. Он изучает вас, пытается понять, чего вы хотите от него. Монтессори-педагог Мария рассказала такую историю: "Занятие закончилось, детки расходились и один мальчик стал раскидывать обувь. Мама пыталась остановить его, уговорами, слезами, угрозами. "Если ты не прекратишь сейчас же, я выброшу твои ботинки в окно,"- в сердцах воскликнула она! Я на всякий случай спрашиваю: "Вам окно открыть?" Мамаша отвечает : "Да что вы, это ведь я так, просто".... Дети - понимают все и усваивают то, что им предлагают. Если мама говорит очень часто "просто так", не выполняя обещанного, разве можно ее уважать, верить на слово, слушаться, в конце концов. Давно подмечено, что дети, уже двухлетки , совершенно по-разному ведут себя со взрослыми в семье. Если перед бабушкой поплакать - получишь печенье, а если перед папой - ... Когда носишь кроху под сердцем, потом кормишь его, нежничая и лаская, ухаживая за ним, - наслаждаешься материнством, купаешься в нем. Но первые шаги к независимости требуют от родителей чего-то большего, чем просто быть /впрочем, порой и этого малышам не хватает/. Кстати, в группах "мама плюс ребенок" няни не приветствуются. Малыш лучше учится самостоятельности, снимает модели поведения с родителей: здесь особые отношения. ПЯТЬ ЧУВСТВ Педагоги издревле занимались созданием дидактического материала. Современных родителей не удивишь- журналы и сайты /например, Лены Даниловой/ пестрят советами по раннему развитию, современным игрушкам, стимулирующим интеллект, мелкую моторику и пр. «Икея» завалена деревянными домишками, «моими первыми книжками». Но ни один педагог не создал такого продуманного и грандиозного комплекса сенсорно-дидактического материала, как Монтессори. Когда мы с сынишкой оказались в развивающих комнатах, где проходят занятия, то забыли обо всем - яркие и забавные игры, просто море сенсорных материалов, гимнастический уголок, водная комнатка, математический отдел... Ребенок сходил с ума от радости, нажимая на кнопочки, трогая каштаны, взбираясь по лесенке. Скажу честно, мне было так же интересно! Все это богатство создали Монтессори-педагоги, ориентируясь на запросы самих детишек, отбирая то, что ИМ, малышам, нравилось больше всего. Сенсорный материал Монтессори развивает все органы чувств, ребенок работает с конкретными предметами, познавая формы, цвета, звуки, масштаб, космос, слова, - то, что составляет многообразие мира, в который он пришел. Прежде чем начинать работу, Мария Монтессори проштудировала сотни книг по детскому развитию и выделила особые сензитивные периоды. Дело в том, что у ребенка есть довольно ограниченное время для развития и совершенствования тех или иных чувств. Положим, в год детишки любят все трогать и разбрасывать, примерно в три начинают разбивать слова на слоги и т.д. Несмотря на способность учиться всему и везде, дети особенно чувствительные к той или иной информации в СВОЕ ВРЕМЯ. На основе этого и строится работа Монтессори-групп. Но такое разделение на этапы вовсе не означает, что ребенку запрещают читать в два года или писать в четыре. Еще одна особенность метода- группы формируются разновозрастные. Это принципиально отличает Монтессори от советских детских садов. Дети лучше учатся друг у друга: старшие постигают умение опекать, объяснять малышам то, что они уже умеют. Карапузы же повторяют за старшими, которые видят мир "широко открытыми глазами" в отличие от нас, взрослых. К 21 ВЕКУ ГОТОВ Что еще меня как молодую мамашу порадовало? Не секрет, что мир меняется очень быстро. НТР удивляет чудесами буквально на каждом шагу, время выдвигает свои требования к человеку будущего. Обычно ни в школе, ни в саду нас не спрашивали, хотим ли мы рисовать или танцевать. В меня, например, безуспешно пытались запихнуть ненавистную пищу - омлет, винегрет и запеканку. А я любила папину картошку и макароны. За плохой аппетит и гурманство несколько лет я была лишена послеобеденной прогулки - это наказание в садике такое было. Приютившись за столиком, ковыряя ледорубом в замерзшем борще, мы мирно беседовали /к счастью, я была не одна/, пока другие лепили снеговика, мокли под дождем... Так нас лепили и строили долгие годы. Сегодня это невозможно и главное, вредно. Винтики, умеющие действовать шаблонно, трудно адаптируются к быстро изменяющейся реальности. Поэтому я - за Монтессори. Вот ваша дочь рассыпала что-то на полу. Она тянется к щетке и сама убирает за собой. Иллюзия? Нет, нормальные будни Монтессори-садика. Дети растут самостоятельными и гибкими, коммуникабельными и воспитанными /они учатся взаимодействовать в группе/, и , главное, никто не лишает их детства- потому что это весело и интересно. НЕ СКУЧНО! Я понимаю: с таким ребенком труднее - на первых порах. Приходится все объяснять, показывать, корректировать, его надо уважать, нельзя прерывать. Ему надо доходчиво объяснять каждое свое действие, а он обладает своим мнением. Но зато умеет договариваться, а это едва ли не самое главное в обществе. Как же Монтессори удалось добиться гармоничного сосуществования свободы и дисциплины? ПОРЯДОК ЕСТЬ ПОРЯДОК Свобода - это естественно развивающаяся внутренняя способность выбирать наилучшее для себя и для других. Так определяла свободу основательница метода. Свобода - не вседозволенность, а почти кантовское уважение территории другого. А вместе с территорией и имущества, и права на труд, работу и мысли. В Монтессори-группе всегда один экземпляр материала. Даже если это суперинтересная штука, больше одного экземпляра заказывать нельзя. Цель такого дефицита - научить детей работать в коллективе, ждать своей очереди, делиться и т.д. Конфликты в Монтессори группах гасятся тоже своеобразно. Главное, нет наказаний, есть попытка поставить виновника на место пострадавшего. Вообще, словами «нельзя» и «не должен» здесь не злоупотребляют. Если малыш наступил на чужой коврик или пролил воду, учитель или старший ребенок подходит и показывает, как "принято" в группе. Доброжелательно и терпеливо. В Монтессори методе еще много тонкостей, которые стоит узнать, прежде чем отдавать ребенка в садик или на занятия. Вам могут быть полезными: "Разум ребенка" Марии Монтессори", хрестоматия "Помоги мне сделать это самому", К. Сумнительный "Как помочь ребенку построить себя?". РОДИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА Как попасть в группу Монтессори. По стране есть несколько десятков садиков, растет количество Монтессори учителей. Поэтому найти группу несложно, сложно организовать ее с нуля... Особенно развито движение Монтессори в Москве и Петербурге. Вы приезжаете на двухчасовую лекцию, которая проходит для родителей каждый второй четверг месяца /уточните в Московском центре Монтессори 162-56-60/. На лекции есть возможность задать вопрос Монтессори-педагогу, познакомиться с основными принципами и правилами, посмотреть группы для малышей и дошкольников и записаться на занятия. Восемь занятий в месяц обойдутся в 900 рублей, двенадцать - в 45 у.е. В некоторых группах очередь, начинаются они с 8 - 9 месяцев, когда малыш научился самостоятельно передвигаться.
  • Комментарии: [0]
Обучение ребенка музыкеКак вы думаете, надо все-таки или не надо учить детей музыке и, в частности, отдавать в музыкальную школу. Дело в том, что я до сих пор уверенно считала, что не надо (+ мой собственный не самый лучший опыт). Я считала, что если музыкальные способности есть, то они проявятся сами и талант сам себе дорогу найдет, а если способностей нет, но нечего и время тратить. Еще конкретно относительно моей собственной дочери я считала, что ей нельзя заниматься музыкой, т.к. у нее нет чувства ответственности и усидчивости. Т.е. вряд ли она будет нормально заниматься ежедневно по часу. А без этого нельзя. Но недавно я стала очень сомневаться во всем этом. 1) А действительно ли музыкальный слух (имеется в виду не абсолютный) столь очевидная вещь, может у дочки достаточно способностей, но их надо развивать? Уже от многих людей я слышала, что у нее хороший слух, в частности - хорошее произношение по английски. 2) - главное: я знаю несколько взрослых людей, которые всю жизнь жалеют о том, что в детстве не смогли (по вине родителей) получить хотя бы начальное музыкальное образование. Не потому, что не стали музыкантами, а просто "играть (петь) для себя". Не лишу ли я своей категоричностью дочь чего-то важного? Nata_sha: А скажите, пожалуйста, а Вы сами на фортепиано перед дочкой играете? Может стоить проверить ее реакцию? Дело в том, что моя доча в 5,5 лет сама проявила интерес: у бабули стояло ф-но старшей дочери (она тоже начала играть поздно - и бросила - очень большая нагрузка) - и когда мы бывали в гостях - все внучата с радостью "бренькали" по клавишам. Наша Аня была самая старшая из этих внучат и норовила оттеснить их, а потом как то мне сказала - мама, научи меня играть на пианино. На что я сказала, что я не смогу научить, а вот попробуем в музшколу сходить (дело было в январе). Мы сходили к педагогу (она учила дочку знакомых), та нас прослушала, сходила что-то узнала - и сказала, чтобы мы писали заявление на подготовительное отделение. Сейчас уже доча в 6 класее по музыке. Конечно, были моменты, когда приходилось "нажимать" на нее - но в общем и целом учиться с удовольствием, сейчас еще и в оркестре на синтезаторе играет. ЮЛА: Может быть стоит разделить понятие музыкальное воспитание(образование) на умение слушать и умение играть? На протяжении многих лет в разных квартирах за стеной играют(долбят!) одно и тоже, но ни разу я не слышала, чтобы соседи слушали классическую музыку,джаз, настоящую народную музыку . Только попсу! Я думаю, они не любят музыку. Кто-то просто обучает из принципа : вот раньше господа на фотепьянах играли, а мы чем хуже! Конечно есть семьи, где серьёзное отношение. Но у меня сложилось впечатление, что всё-таки к музыке нужно идти от умения слушать, и только при большом желании ребёнка играть и желании РАБОТАТЬ(ведь это тяжёлый ежедневный труд!)- вести в музыкальную школу. Ирина П.: У меня нет опыта обучения дочери музыке. только собственный-11 лет спецшколы,5 лет консерватории и 15 лет преподавания в музыкальной школе(фортепиано). Мое очень субъективное мнение-ребенка нужно отдавать в музыкальную(художественную)школу только по крайнему принципу,когда другого выхода нет,когда способности и желание ребенка очевидны.Музыкальная школа-спецучреждение со своими правилами,для педагогов и учеников.Талантливый ученик-лицо класса,недостаточно талантливый -обуза для педагога. В этом случае,если маме так хочется дать ребенку музыкальное образование-найдите репетитора,платите конкретному человеку конкретные деньги-это гувернер,который должен развить приятные черты характера у девочки.Все. Остальное-от лукавого:технические зачеты,конкурсы,открытые уроки.Чистый пиар,самое неприятная сторона которого-использование ребенка. Наташа и Игорек: У нас та же ситуация. Стоит пианино мое, муж запрещает его продавать. А ребенок вроде бы хочет заниматься, слух идеальный, но очень слабенький в смысле здоровья, не выдержит напряга муз. школы. Я сама-то еле выдерживала (меня мама отдала в 5 лет, в подготовит. класс, потом 2 года в первом классе + 7-летка - в результате я там "парилась" 9 лет, намучилась страшно, любовь к музыке отбили напрочь ужасными методами преподавания и наказания, могли на 3-4 часа оставить в запертом классе за невыученный урок). Теперь как прохожу мимо музыкалки, меня вдрожь бросает, хотя окончила на пятерки. Ну как отдать туда своего больного ребенка? А он так просится... У нас маленький городок, музыкалка одна, и преподы там все те же, только постарели... :((( А училась я на скрипке. Играю неплохо, а толку? Газель: Учиться на фортепиано (ИМХО) скучно. Хорошо бы отдать на какой-нибудь "интересный" инструмент, например духовой - флейта, кларнет, гобой. Во-первых, обучение на духовом инструменте в муз. школе - 5 лет, а не 7, как на фортепиано (т.е. можно подождать и отдать попозже). Во-вторых, все равно идет обязательный второй инструмент - фортепиано, так что на нем тоже научится. В-третьих, требование к слуху ниже при приеме на духовые. В четвертых, дети играют в оркестре - интересно. Я закончила муз. школу по флейте, на фортепиано тоже немного играю, гитару уже позже сама освоила. Муз. слух - тема отдельной диссертации :-))) У меня его вообще не было - ну просто "медведь на ухо наступил". Развился благодаря муз. школе! Конечно, он не абсолютный, но вполне терпимый. Тоже знаю многих людей, очень жалеющих, что нет музыкального образования. Мне кажется, лучше его получить и потом не пользоваться, чем если его будет всю жизнь не хватать. Маша Говтвань: Почему-то все мои знакомые девочки, закончив муз.школу по классу ф-но, отворачивали его потом клавиатурой к стене, образно выражаясь... Я 7 лет училась играть на скрипке. Не родители отдали, а САМА захотела. Ф-но было обязательным вторым инструментом. Потом уже сама научилась на гитаре и немножко на флейте. А в МГУ-шном оркестре играла уже студенткой. Не пропала охота. И сейчас тоже. Главное, чтобы обучение не было обязаловкой - когда не самому ребенку хочется. Нужен интерес, это самое важное. А чем объяснить феномен с ф-но, не знаю. Гаммы, вроде бы, и на скрипке пиликают, и на флейте... ТаВи: По-моему, главное - желание ребенка. У меня дочь занимается ф-но с 3 лет и бежит в музыкалку впереди меня. И слух РАЗВИЛСЯ (арньше был точно стадо слонов потопталось, а сейчас - ей 4,7 - спиной к инструменту называет ноты, которые играют). Мое мнение - дать ребенку попробовать. Бросит через год - ну что поделать, но Вы избежите упреков "вот, ты менчя не отдала, поэтому...". А ежедневные часовые занятия - это не главное. День ребенок сидит полтора часа - день - 15 минут, лишь бы ей это нравилось. Elka: Моя ситуация. Я закончила муз. школу, с отличием, между прочим, а по поводу сына сказала:"Только через мой труп". Никаких трупов не было. Пошли записываться в Школу искусств на изобразительное отделение, а он в слезы - хочу на играть и все. Дома фо-но стоит. Год отучился на подготовительном отделении и с преподавателем (тоже его инициатива) - Французскую песенку Чайковского играем. А на танцы не ногой - хотя это моя несбывшаяся мечта. Вот и пойми - куда их отдавать, а куда нет. Нам между прочим муз. школа усидчивость стала прививать. 40-50 мин. сидит за инструментом. Татьянчик: У меня абсолютно аналогичная ситуация. И я тоже мучаюсь эти вопросом. Сама водить дочку в муз. школу я не смогу, т.к. работаю, а моя мама водить внучку на "музыку" отказывается. Вот, танцы и бассейн - это другое дело. Ее главный аргумент:"Тебя отводила 5 лет, а толку никакого. ( :-(( ) Вон у тебя сколько подружек, которые не учились музыке, и ведь не хуже тебя!" Мама считает, что если я не стала музыкантом, то время потрачено зря. Но ведь я то понимаю, что это не так. Ребенок - как губка, впитывает все, что видит, слышит. Поэтому любое занятие, будь то ИЗО-студия, танцы, спортивные секции, посещение театров, выставок и т.д., формирует личность. И человек не обученный музыкальной грамоте - в чем-то, обделенный человек, ИМХО. Вспомним воспитание в дворянских семьях: французский, музыка, живопись, литература, спорт, стихосложение, этикет, умение любоваться природой. Всему этому можно научить! Раз с музыкальной школой у нас не получается, я хочу найти преподавателя музыки, который бы ходил к нам домой раз в неделю, желательно по выходным. Но пока это - только мечта. Мери Поппинс: Ищите своего УЧИТЕЛЯ! С хорошими отзывами и результатами. К сожалению, в большинстве муз. школ отбивают все желание и индивидуальность ребенка. Дети играют по нотам 5-7 лет, а потом никогда не садятся за инструмент. Мой брат никогда в муз.школу не ходил, но был очень музыкальным. После технического вуза поступил в училище искусств по классу контрабаса, сейчас играет в симфоническом оркестре и заканчивает институт искусств (консерваторию). Сочиняет музыку и стихи, играет на чем угодно, в-общем творческая личность. Если найдете ПЕДАГОГА, занимайтесь обязательно. Но только не ходите к замотанным тетенькам, которым лишь бы отмотать часы. lise: Я как человек у которого нет слуха (а может его просто в свое время не развили) и никогда не занимающийя музыкой, щитаю что меня все таки "лишили" в моей жизни. Сын наш начинает сейчас играть на пианино ему 5.5 лет, ничего кроме полезности занйтий я не вижу, ведь та же самая усидчивость и внимание развивается. Правда занимаемся мы по методу Сузуки, многие особенно в России его критикуют за несерьезность и "непрофессионализме", бытует мнение что ето больше для "общего" развития, но ребенку нравится, да и профессионального музыканта мы из него "делать" не собираемся. А вот нащет походил бросил, у нас к етому специальное отношение, мы даем как правило время месяц два на решение будешь ходить или нет если решает что будет ходить назад дороги нет, по крайней мере сезон доходить надо. Практически всем детям в етом возрасте на каком то етапе надоедают занятия, но мы щитаем что чувство ответственности за принятые решения тоже нужно развивать, проще всего сидеть дома и ничего не делать, а потом сожалеть что позно что то начинать.
  • Комментарии: [0]
Психология и воспитание ребенка
Уникальные, стильные, оригинальные детские платья и акссесуарыВ интернет магазине ALISSA SHOP, только оригинальные платья для девочек. Посмотрев фото товаров на сайте, вы можете убедиться в их уникальности. Данный ассортимент производят в Америке, вкладывая душу и любовь к маленьким клиенткам.


Детские платья для девочек должны быть особенными, ведь каждая малышка неповторима.
Платья Pettidress заставят каждую юную прелестницу превратиться в принцессу, фею, балерину, а главное, разбудят её безграничную фантазию.


Пышная юбочка и оригинальный, декорированный рюшами или цветами топ позволят юной красавице, закрыв глаза закружиться в таинственном танце вместе с героями любимых сказок. Что может быть прекраснее?
Только женщина знает, как трудно выбрать лучшее платье из многих красивых. Ознакомление с нашим ассортиментом с помощью интернета ещё больше сближает матерей и доченек, это их первый общий секрет. К эксклюзивному платью всегда необходимы аксессуары, важные мелочи, подчёркивающие вкус прекрасной половины человечества в любом возрасте.


У нас можно купить уникальные детские аксессуары.
Красочные, очень стильные шапочки разной формы украсят головку как очень маленькой крохи, так и девочки постарше. Шапочки с цветами восхищают. Самых маленьких обладательниц они превратят в персонажей, изображённых на открытках, а девочек постарше мигом перенесут в мир цветов.


На тёплое время мы предлагаем различные повязки для девочек. Их цель поддержать непослушные кудряшки маленькой модницы и подарить ей счастье. Любой взрослый без исключения признает отличный вкус родителей девочки, одетой в такую повязочку. И тут тоже цветы, в качестве украшения милейшего цветка в жизни родителей…


В нашем интернет магазине без труда можно подобрать и детское платье, и головной убор для девочки, но изюминкой ассортимента являются сумки и украшения ручной работы. Эти эксклюзивные детские аксессуары очень нравятся и мамочкам. Сумка с яркой аппликацией или колье, включающее вязаные крючком элементы - это уникальный предмет женского гардероба. Каждая вещь является произведением искусства! Кропотливый труд и изящный вкус талантливых мастеров рождают настоящие шедевры. Это же чудо, когда простая нить превращается в цветы и ягоды. Любая девочка, получив такой подарок, сохранит его на всю жизнь, как память о прекрасном детстве. Думаю не станет ошибкой мысль, что уникальная сумочка или бусы, которые продаются в нашем интернет магазине, займут достойное место в летнем гардеробе мамы. Кроме того, что такие штучки поднимают настроение, они единственны в своём роде - такую вещь невозможно увидеть на подруге или знакомой. В этом их дополнительная ценность.


Мы приглашаем в наш магазин детских вещей мам с тонким нестандартным вкусом, внимательных пап, желающих побаловать своих любимых девочек, и, конечно же, самих юных принцесс. Наш товар ждёт своих особенных и неповторимых клиенток.


Воспитание современного ребенка происходит среди предметов, которые выбирают для него взрослые.  К таким предметам относятся детские игрушки, книги, диски для детей. Парадокс развития  современного ребенка заключается в противоречии между детским возрастом ребенка и непониманием взрослыми этого. Ассортимент игрушек для детей расширяется быстрее других сегментов рынка, но производство детских товаров часто не ориентируется на возраст ребенка. Многие игрушки совершенно не соответствуют возрастным особенностям детей. Производители книг, игрушек для детей, компьютерных игр и мультфильмов очень небрежно относятся к специфике детского возраста. Ведь довольно сложно купить куклу в виде маленького ребенка, которая наполнит малыша 6 лет опытом игры, в то время как полки детских магазинов завалены куклами-женщинами типа Барби, Синди и т.п.

То же самое можно сказать и про фильмы для дошкольников. Они совершенно не рассчитаны на детское восприятие. Сюжет ускорен, мелькают несвязанные кадры, а обрывочная речь персонажей не дает малышу понять и осмыслить содержание фильма.  Некоторые современные детские книги также написаны не для детей, они абсолютно не отвечают пониманию и увлечениям дошкольников.

Многие современные игрушки даже мешают развитию игровой деятельности. Трансформеры, монстры и супер-герои, мутанты несут в себе агрессивный заряд, искажающий положительный образ человека. Встречаются игровые наборы, имеющие жестокий характер (например, набор «Кровавый убийца» и др.).

Автоматизация современных образных игрушек типа роботов и интерактивных кукол приводит к тому, что игрушка становится не средством для игры, а самодостаточной вещью, вызывающей любопытство. Но подобные игрушки быстро надоедают, и малыш требует новые игрушки. А как с ними играть? Необходимо просто делать то, что она говорит. А это исключает возможность творческой игры. Игрушка руководит действиями ребенка и сводится к простому использованию ее технических возможностей.  Действительное личности и психики ребенка затормаживается.

Некоторые думают, что самые хорошие игрушки – только деревянные, экологически чистые игрушки. Но хорошие игрушки могут быть и пластиковыми, и бумажными, и текстильными, и резиновыми. А также развивающими игрушки  делает такая деятельность, которую можно с ними осуществлять.  Одним из примеров подобных игрушек для детей младшего возраста могут являться детские домики, которые стимулируют развитие навыков ведения домашнего быта, семейных отношений и т.п.

детские игровые комплексыВы помните, что совсем недавно ваш малыш лежал беспомощным комочком на ваших руках и мог только плачем выражать свои эмоции и потребности. Но вот он уже носится по двору, сшибая все и всех на своем пути, сандалии и одежда буквально горят на ребенке, а совсем скоро вы будете провожать его в школу... Наши дети взрослеют очень быстро.

Когда малыш начинает уверенно бегать – ему следует помочь, направляя его неуемную энергию именно в физическое развитие организма. Неплохим решением этой задачи могут стать детские игровые комплексы.

Детские игровые комплексы – это великолепный вариант времяпровождения для ребенка. Детские комплексы – это площадки, имеющие в своем устройстве горки, качели, лесенки, и другие очень занимательные для ребенка составляющие.

Рассмотрим, какими бывают детские игровые комплексы? Во-первых, они могут быть домашними, а во-вторых, уличными. Уличные детские комплексы обычно занимают больше места, но если помещение довольно большое, то уличный комплекс легко может стать и домашним.

Детские игровые комплексы могут быть:

- только игровыми (домики, качели, детские горки)

- спортивными (канат, кольца, сетки)

- смешанными.

По виду материала, из которого детские игровые комплексы изготовлены, они могут подразделяться на деревянные, пластиковые, металлические.

Игровые спортивные комплексы можно приобретать для детей с 1.5 до 12 лет. Они позволяют развивать детям координацию движений, реакцию, сноровку, выносливость и физическую силу. Также детский игровой спортивный комплекс выпрямляет позвоночник (стоит ли упоминать, насколько важно подтягивание на известном всем турнике), позволяет ребенку чувствовать себя увереннее в кругу других детей, что позитивно влияет на психическое здоровье малыша.

Правила игры на домашнем спортивном комплексе

Конечно же, любая физическая активность вашего малыша сопряжена с определенным риском получения ребенком ушиба или травмы. Поэтому обратите внимание на технику безопасности. Это прежде всего касается детских игровых комплексов с горками, лестницами, трапециями, канатами.

  • Ребенок дожжен находиться на комплексе без обуви и без носок, так как он пожжет поскользнуться и упасть
  • Постоянно наблюдайте за ребенком, если он устал, но все еще хочет прокатиться с горки, убедите его немного отдохнуть.

Уличные детские комплексы

Детские игровые комплексы для улицы - это сложная, но особенно занимательная для ребенка конструкция. В состав уличного комплекса обычно входят горки, лестницы, турники, карусели, песочницы, а также переходы, замки, крепости, дома, корабли и даже самолеты.

Детские комплексы сейчас производятся из довольно прочных материалов, которые могут даже выдержать взрослого человека, к тому же они очень долговечны. Обычно допустимая нагрузка комплексов - около 70 кг. При покупке комплекса обязательно учитывайте возраст ребенка. Для малышей покупайте самые простые игровые комплексы, а для ребенка постарше подойдут более сложные конструкции. Многие производители комплексов производят и продают дополнительные игровые элементы, и простой комплекс можно сделать более сложным по мене взросления вашего ребенка.

Детская одежда GinkanaДетская одежда оптом — выгодно. Качественная детская одежда оптом - выгодно тем более. Выбирая производителей детской одежды, для нас, как для любого родителя, были весомы высокое качество, цена и товарный вид. После продолжительных поисков и бесконечных переписок, все это мы увидели в одежде фирмы Ginkana (Гинкана) (производство Испания).


Производство детской одежды у этого завода началось с 1972 г. Люди, работающие там, относятся к производству одежды как к произведению искусства, они знают точно, какая именно одежда нужна детям. О том, как самостоятельно связать на спицах тапочки-следки, расскажет Интернет, а о том, как выбрать готовую детскую одежду Гинкана, мы вам расскажем подробно в этой статье.  


Для малышей главные факторы, чтобы были подходящие застежки, мягкие ткани, чтобы кожа ребенка не была раздражена, большие рисунки и красочный цвет - для наилучшего психического и физического развития. Особое внимание дизайнеров фирмы Ginkana уделяется коллекции для детей от 0 до 36 месяцев. В данной коллекции продумана практически каждая деталь - ткань всегда только 100% хлопок. Ежедневная одежда имеет сочные рисунки, яркие цвета, удобные застежки, благодаря этому мама с легкостью может переодеть ребенка. С особой любовью в коллекции сделана одежда для сна, она очень нежная и теплая, как руки матери.


В детстве практически каждый ребенок представляет себя кем-то. В один день его героями могут быть отважные спасатели, пожарные, в другой - герои мультфильма "Тачки", Золушка, Белл.


Для ребенка самое главное в этом возрасте - походить на известных Героев. Раскрытию индивидуальности ребенка служит коллекция "Дисней" фирмы Ginkana. И, конечно же, для детей кто как не родители - главный объект для подражания. Вспомним те времена как мы, будучи детьми, наблюдали за своими родителями, помогая маме подметать полы, а папе заколачивать гвозди, любовались красивыми туфлями мамы и примеряли папины тапочки. Любимые детские слова в этом совсем еще юном возрасте - "как мама" и "как папа". И, конечно же, дизайнеры Гинкана знают это, выпуская свою ежегодную коллекцию одежды для детей от 2 до 7 лет. Эта коллекция одежды будто бы для взрослых, только небольшого размера, дети же, нося такую одежду, чувствуют себя похожими на маму и папу. Подростку очень важно выразить свою индивидуальность, быть модным и современным. Все это представлено большим ассортиментом моделей, выпускаемым два раза в год компанией Ginkana.


Натуральные материалы, яркие краски, красота, удобство, известные герои Диснея — Пираты Карибского моря, Тачки, Феи, Винни Пух, современные, удобные модели - это характеристики детской одежды Гинкана. Доступная цена, высочайшее качество - вот главный момент при покупке детской одежды. Этим и славится продукция фирмы Ginkana. С 2009 года компания Голдмагазин является оптовым поставщиком в Россию детской одежды Ginkana.